Среда, 18.10.2017, 17:57
Родниковская СОШ №32
Меню сайта
Разделы новостей
семинары [2]
семинары
наша школа [15]
Главная » 2011 » Март » 3 » Педсовет (11.01.11г.) Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания
Педсовет (11.01.11г.) Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания
19:45
Сегодня все чаще говорят о системном подходе к организации воспитательной работы, о воспитательной системе (ВС) как теоретической, концептуальной модели социально-педагогического явления, которое объединяет школьные воспитательные ресурсы в виде деятельностей, форм общения, КТД и т.д. Возникающие отношения разнообразны и многолики, как разнообразен окружающий мир и поведение человека: отношение к миру, к школе, к педагогам, к родителям, к знаниям, к досугу, к труду, к красоте, к честному поведению. И, наконец, к самому себе, т.к. второй стороной в отношении к миру и к другим всегда выступает сам субъект, т.е. воспитанник. Впитывая или присваивая все богатство существующих связей с миром, ребенок становится человеком, в нём вызревают те или иные новообразования, которые педагоги называют чертами, качествами, свойствами личности: уважение (или неуважение) к людям, толерантность, трудолюбие, ответственность, честность, которые, по существу, и есть достаточно устойчивые группы отношений, выражающие себя в устойчивых поведенческих формах. Л.С. Выготский писал: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми… затем внутри ребенка… Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности». Ученые пришли к выводу, что выстраивая, формируя ВС, педагоги могут формировать нужную воспитательную среду, благоприятные педагогические условия, посредством которых могут «кроить среду» и «управлять развитием ребенка», т.е. воспитывать. Воспитательная система сегодня рассматривается как комплекс взаимосвязанных блоков: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая её реализацию; субъекты деятельности, её организующие и в ней участвующие; отношения, рождающиеся в деятельности и общении; среда системы, освоенная ребенком, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. Схематически перечисленные компоненты можно изобразить следующим образом. (Схема в презентации) Цель Д-ть Субъекты П отношения среда управление Р В Становление личности ребенка происходит в более широком контексте воспитательных воздействий, нежели школьное воспитание. Известно, что кроме воспитания как целенаправленного и организованного влияния на ребенка специальных общественных институтов и педагогов есть мощный и во много раз более действенный «поток» стихийных влияний общества на ребенка, который называется социализацией. И есть ещё процесс самовоспитания. Попробуем проанализировать логику и содержание социализации, самовоспитания и воспитания и их совокупный результат. (Схема становления личности в презентации) Ниже мы шире познакомимся с содержанием всех трех процессов. Пока остановимся на четырех принципиальных сторонах этих явлений: 1. Каждый из процессов мы рассматриваем в универсальной и известной логике: цели – содержание – субъекты и характер их взаимоотношений (отношений) – механизм среды – инструменты управления – результат как степень достижения целей (образ выпускника); (рассмотрение отдельно всех трех процессов по схеме в презентации) СОЦИАЛИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ 2. (сторона ) Коль скоро в центре явления стоит процесс становления личности ребенка, то центральным, ведущим следует полагать процесс самовоспитания как процесс индивидуализации ребенка, процессы социализации и воспитания следует рассматривать как сопутствующие и в той мере, в какой они помогают или мешают развитию личности воспитанника; 3. Сложный аспект: как определить, за что же «отвечают», какие подструктуры (качества) личности ребенка формируют каждый из этих процессов; 4. И самое сложное: в какой мере может педагог объединить все три процесса в единый поток позитивного влияния на весь (такой разный) классный коллектив. Сегодня стало модным разрабатывать некие «модели выпускника». Мы не избежали этой моды и предлагаем качества (свойства) человека, которые обеспечивают ему возможность саморазвития, самореализации. Это психическая модель выпускника. Эти все качества учтены в нашей Воспитательной программе, апробацию которой мы с вами начали в этом учебном году. Итак, саморазвивающегося человека отличают: • Самоприятие - способность центрироваться не на внутренних образах, а на внешних проблемах жизни; • Знание себя, своих сильных и слабых сторон, целенаправленное самоизучение; • Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать формы поведения, управлять собой; • Признание и принятие окружающей среды; • Способность к пониманию, сочувствию, состраданию к другому, способность поставить себя на место другого, терпимость; • Активность, нацеленность на преодоление проблем, стремление к достижению цели; • Чувство собственного достоинства, самоуважение, высокая оценка себя; • Признание высших надличностных ценностей и смыслов жизни, готовность к поиску целей жизни; • Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельным выборам, ответственность за принятые решения; • Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым. Ну, а теперь более подробно о, всех трех процессах. Начнем с более ясного и изученного процесса – процесса социализации, продолжим самовоспитанием и закончим воспитанием, вокруг которого развернулась сегодня снова горячая полемика. Социализация, как известно, есть процесс освоения, присвоения и воспроизводства ценностей культуры. Это процесс развития и становления человека, прежде всего, как существа общественного, социального, в отличие от индивидуализации, которая воплощает внутреннее, субъективное развитие личности. Социализация – процесс естественный, следовательно, все его компоненты явлены во всей полноте и здесь нет неясностей: • Есть цели – адаптация и интеграция личности в окружающий мир; • Содержание – культура с её идеологией, ценностями, моралью, правом, нормами и обязанностями; • Субъект и механизмы социализации – семья, государство, традиции, информационная среда и объективная необходимость освоения социальных ролей; • Социальные формы контроля и регуляции – общественное мнение, суд, милиция и т.д.; • Результат - обеспечивает гражданско-патриотическое становление личности, что означает готовность исполнять основные социальные роли: школьника, студента, труженика, семьянина, солдата и т.д. Ведь сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Таким образом, развитие человека осуществляется в двух относительно противоположных направлениях: социализация – быть «как все», и индивидуализация – стать «самим собой», не стать «как все». Процесс индивидуализации преимущественно обеспечивается самовоспитанием. Самовоспитание – это накопление своего личного опыта, а опыт есть самый главный воспитатель. Важнейшие «подпроцессы» самовоспитания – саморазвитие, самоутверждение, самореализация и др. Это не только «движение» саморазвития, это целостный механизм саморазвития, внутренняя программа самостроительства, согласно которой по мере взросления субъект должен научиться защищать себя, утверждать себя, найти цели и смысл жизни, чтобы обрести внутреннюю независимость и реализовать, осуществить себя. Это и означает стать личностью. Совокупность сформированных потребностей и мотивов есть своеобразная, внутренняя, психосоциальная самовоспитывающая (самосозидающая) система: • В ней есть цели: самоутверждение, самореализация; • Есть условия: защищенность, социальный статус (самооценка) среди других; • Есть средства: творческая самодеятельность, активность; • Есть даже стимулы: радость (взросления), удовольствие (от успеха и победы), счастье самоуважения; • И есть результат: внутренний – позитивная Я-концепция, т.е. физическое, психическое, социальное здоровье; внешний – активная, самостоятельная, ответственная личность – качества социально здоровой, зрелой личности. Воспитание есть формирование (выращивание) социально ценных мотивов, которые в совокупности образуют потребностно- мотивационно-смысловую сферу человека. В ребенке нет «генов преступности». Человек от рождения – существо социальное, т.е. «заряжен» на добро, мир, сотрудничество. Известно, самое тяжкое наказание и несчастье для человека – одиночество, ощущение некчёмности и ненужности для других. Именно поэтому ребенок в период взросления больше всего нуждается в любви как доказательстве своей общественной ценности. Предназначение педагога помогать, поддерживать, сопровождать самодвижение, саморазвитие воспитанника. Именно неудачи, унижения, несправедливость, отсутствие веры в ребенка старших рождают в нем обиды, страх, чувство вины, которые деформируют чистую, доверчивую, открытую людям детскую душу, поселяют в ней злобу и агрессию. При таком понимании природы ребенка цели воспитания не могут не совпадать с целями саморазвития и жизни ребенка. Совпадение целей наставника и собственных целей развития и жизни ребенка и есть гуманизм в воспитании. Воспитание, как педагогический процесс стоит на «трех китах»: 1)деятельности, 2) общении, 3) переживании (эмоциях) воспитанника. Это три сферы бытия человека, это всего лишь содержание деятельности педагога. Воспитание – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенствовать себя. Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. Не случайно школьная дружба является самой прочной, светлой и долговременной. В процессе школьных (классных) взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных притязаний и жизненные планы. Нам, педагогам, ничего не остается, как повторить фразу великого Толстого: «… делай, что должно, а там пусть будет как будет…» Чистая совесть, сознание честно исполненного долга – это тоже ценности, но достаточны ли они для того, чтобы у страны было будущее, а педагог чувствовал себя счастливым? Ведь в школе по определению не должно быть несчастных людей! Спасибо за внимание!
Просмотров: 4397 | Добавил: береза | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017

Сайт создан в системе uCoz