Четверг, 14.12.2017, 20:08
Родниковская СОШ №32
Меню сайта
Категории каталога
публичные доклады [5]
публичные доклады
Главная » Файлы » публичные доклады » публичные доклады

публичные доклады
[ Скачать с сервера (370.5Kb) ] 14.08.2011, 18:30
Публичный доклад МОУ Родниковская средняя общеобразовательная школа №32 Московской области, Раменского района за 2008-2009 учебный год Учебное заведение было открыто в сентябре 1941 году как семилетняя школа поселка Овражки-Вялки Раменского района Московской области. Недолго пришлось работать первому директору, потому что началась война. Он ушел на фронт, где погиб, защищая Родину. После войны директором школы стал П.А. Вовк, проработавший до 1968 года. В 1968 году его сменил молодой, полный энергии новый директор Иван Никитич Варламов, который руководил школой без малого 30 лет. В 1970 году ОУ стало именоваться Родниковской средней школой № 32. Многие традиции, зародившиеся со дня открытия школы, бережно сохраняются и в настоящее время: создание семейного уюта, доброта, взаимопонимание и взаимовыручка, сострадание и доброжелательное отношение к детям, педагогам, родителям. На современном этапе средняя школа №32 пребывает в режиме развития, создает условия для творчества учащихся и учителей, апробирует и внедряет в систему учебно-воспитательной работы новые программы и педагогические технологии. Публичный доклад МОУ Родниковской средней общеобразовательной школы № 32 является аналитическим отчетом о деятельности школы за 2008-2009 учебный год. Цель доклада - информировать родителей (законных представителей), местную общественность об основных результатах и проблемах функционирования и развития школы в 2008-2009 учебном году, способствовать развитию партнерских отношений между школой и родителями (законными представителями), местной общественностью, бизнес – сообществом. Информация, представленная в докладе, является достоверной, отражает реальное состояние развития школы в 2007-2008 учебном году. В соответствии с вышеизложенным, перед коллективом были поставлены следующие задачи: 1. Формирование видения будущего состояния школы (с опорой на инновации, позволяющие осуществлять структурные изменения и дающие возможность определить статус и назначение школы). 2. Укрепление и развитие управленческой демократии в ОУ, поддержание атмосферы психологического комфорта в школе. 3. Повышение уровня научно-практической подготовки педагогических кадров. 4. Применение в учебно-воспитательной практике личностно-ориентированной педагогики. Расширение и повышение качественного уровня образовательного пространства. 5. Формирование физически и интеллектуально развитой, высоко нравственной, творческой личности с использованием здоровьесберегающих технологий. 6. Достижение оптимального уровня базового и дополнительного образования, расширение профильного обучения, введение элективных курсов. Внедрение научно-проектной деятельности учащихся. 7. Укрепление материально-технической базы школы, разработка плана организации школы полного дня. 8. Совершенствование деятельности Управленческого Совета школы. 9. Продолжение работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В настоящее время школой руководит опытный педагог Антонида Вячеславовна Фомченкова. Вместе с ней, в дружной команде единомышленников, работают заместители: Огнева М.В. (зам. по УВР), Бухарова Т.В. (зам. по НМР), Седышкина Р.Н. (зам. по начальной школе), Климкина Г.И. (зам. по ВР). На сегодняшний день школа имеет достаточный состав учителей по всем предметам. Количественный состав педагогических кадров 38 человек. Среди них кандидат наук - Бухарова Т.В. Отличники просвещения: Седышкина Р.Н., Рыхлова Т.Г. Почетные работники РФ: Самойлова В.И., Фомченкова А.Д., Каширина Е.Н. Победитель фонда Сороса: Никитин А.Ф. Победитель Приоритетного Национального проекта - 2006 «Образование»: Самойлова В.И. В школе 61 % учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. Это подтверждает достаточно хороший квалификационный уровень педагогического коллектива. Школа ежегодно выпускает золотых и серебряных медалистов. За последние 5 лет из стен школы вышло 14 медалистов, которые успешно продолжают обучение в престижных ВУЗах г.Москвы. Ученица 11 класса Анна Сингатулина, стипендиатка Губернатора Московской области Б.В.Громова. 10 учащихся старшей ступени школы являются стипендиатами Главы Раменского района В.Ф. Демина, а 15 отличников среднего звена – стипендиаты Главы городского поселения Родники В.В. Задорожного . В школе сформировалась следующая модель: 1. начальная школа 2. основная школа 3. средняя школа Данная модель основывается на принципах дифференциации и профилизации обучения. Работа в классах 1-й ступени (1-4 классы) ведется по традиционной системе с использованием следующих развивающих программ: • «Литературное чтение», Ефросинина Л.А. • «Математика», Моро М.И. • «Русский язык», Рамзаева Т.Г. • «Английскуий язык», Биболетова • «Окружающий мир», Виноградова Н.Ф. • «Изобразительное искусство», Кузин В.С. • «Технология», Малышева Н.А. Уроки ведутся с внедрением современных инновационных технологий: здоровьесберегающие, деятельностный подход и ситуация успеха, технология Дьяченко (работа в парах и группах), методы театральной педагогики. На 2-й ступени идет подготовка к профильному обучению и ЕГЭ. На старшей ступени сформирован 10 и 11 классы с профильными группами физико-математического, химико-биологического и социально-гуманитарного цикла. В школе было открыто 18 классов, в том числе на начальной ступени образования (1-4 кл.) – 7, на основной ступени образования (5-9 кл.) – 9, на старшей ступени (10-11 кл.) – 2. На конец учебного года обучалось 362 обучающихся 1-11 классов, из них в 1-4 классах - 125, в 5-9 классах - 190, в 10-11 классах - 47. Проводилась предпрофильная подготовка девятиклассников. Обучение в 11 классах проводилось по естественно-научному профилю, а также по общеобразовательной программе. Преимущественная форма обучения – очная. Успеваемость обучающихся 2-11 классов по итогам года – 99,5 %, годовые отметки «хорошо» и «отлично» по всем предметам получили 43,8%. Качество знаний, умений и навыков учащихся по ступеням обучения Классы Всего учащихся На «4» и «5» % качества 2-4 157 63 40 5-9 190 54 28 10-11 47 31 66 Аттестаты об основном общем образовании получили 41 выпускник 9 классов. Аттестаты о среднем (полном) общем образовании получили 25 выпускников 11 классов, из них 4 золотых медалиста. Общее число медалистов, окончивших нашу школу, превысило 54 выпускников. Итоги учебной работы за период с 2004 по 2009 год. 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 1.Количество классов 20 19 20 18 18 1.1. в начальной школе 8 7 7 7 7 1.2. в среднем звене 9 9 10 9 9 1.3. в старшем звене 3 3 3 2 2 2.Количество обучаемых 392 368 359 338 362 2.1. В начальной школе 145 129 119 119 125 2.2. В среднем звене 186 178 219 189 190 2.3. В старшем звене 62 61 31 30 47 3. Количество окончивших на «4-5» 148 172 146 142 148 4. Являются стипендиатами Главы Раменского района 1 3 3 3 10 5. Являются стипендиатами Главы городского поселения Родники 20 20 27 16 15 Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. В 2008-2009 учебном году работали 18 педагогов , имеющих высшую квалификационную категорию, 7 – первую, 8 – вторую. Каждый год наши учащиеся принимают активное участие в районных олимпиадах. В 2008/2009 учебном году наши ученики стали призёрами районных олимпиад по истории России – ученицы 11 класса Лепихина Наталья – 2 место, Гущенкова Мария – 3 место (учитель Самойлова В.И.), по биологии – ученик 7 класса Яхатин Андрей – 3 место (учитель Огнева М.В.) В 2008/2009 учебном году из 41 выпускников 9 классов было допущено к сдачи экзаменов 41 выпускник. Из 25 выпускников 11х классов были допущены 100%. Впервые наши выпускники 11 класса сдавали все выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Дело в том, что именно с этого года экзамены, которые 11-тиклассники сдают в школе в форме ЕГЭ, являются одновременно и вступительными. Обязательными предметами остаются русский язык и математика, сдать которые необходимо всем, кто желает получить аттестат, а вот остальные предметы выпускники выбирают сами и ровно столько, сколько им необходимо для поступления в ВУЗ или СУЗ. Наши выпускники в этом году показали прекрасные результаты, сдав экзамены, во-первых, без неудовлетворительных отметок, а, во-вторых, получив баллы, которые позволяют многим из них поступить в достаточно престижные ВУЗы. Конечно, все эти результаты невозможны были бы без высокого профессионализма учителей нашей школы. Также, конечно, сыграло огромную роль введение два года назад в старших классах профильного обучения по трём направлениям: социально-гуманитарному, химико-биологическому и физико-математическому. Год этот был богат и на золотых медалистов. Четыре медалиста выпустила наша школа - Савинову Анну, Гущенкову Марию, Завершинскую Софью и Лепихину Наталью. Девчонки подтверждали своё звание также результатами ЕГЭ. Савинова Анна набрала по русскому языку 89 баллов, это самый высокий результат в районе. Хочется отметить, что учитель русского языка в выпускных классах, и в 11, и в 9х, в этом году была директор школы Фомченкова Антонина Вячеславовна. Помимо обязательных предметов – русский язык и математика, выпускниками 11 класса были выбраны ещё 7 предметов: физику сдавали 7 выпускников, историю России – 4, обществознание – 9, ИКТ – 5, литературу -1, биологию -5 и английский язык – 8 выпускников. Результаты сдачи ЕГЭ в 2008/2009 учебном году: Предмет Самый высокий результат/ фамилия, имя выпускника Самый низкий результат/фамилия, имя выпускника Русский язык 89/Савинова Анна 44/Миронова Ольга Математика 73/Петрашов Станислав 21/Щеглова Оксана Английский язык 87/Савинова Анна 28/Петрова Маргарита История 82/Лепихина Наталья 40/Пекаш Людмила Физика 58/Петрашов Станислав 34/Гусев Олег Литература 78/Завершинская Софья Биология 64/Гущенкова Мария 42/Миронова Ольга Обществознание 76/Савинова Анна, Завершинская Софья 51/Пекаш Людмила ИКТ 76/Петрашов Станислав 51/Андриянов Антон На районной конференции «Загадки истории» наши старшеклассницы Савинова Анна, Завершинская Софья и Огнева Наталия заняли первые места. Вся научно-методическая работа школы спланирована и организована в соответствии с задачами, сформулированными в Программе развития школы на 2003- 2010 годы и годовом плане: • обновление содержания образования ; • разработка учебных планов с учетом универсальности, индивидуальности и профильности образования; • внедрение развивающих, профильных программ, разработка программ элективных курсов; • внедрение в практику современных педагогических технологий; • создание условий для работы с одаренными детьми, развитие их творческих способностей; • развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся; • обучение педагогических кадров, повышение их мастерства. CУЩHOCTЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Следует сразу оговориться, что под методической работой сегодня понимается вообще всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса, поэтому мы разведем это понятие по следующим направлениям: I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Работа с педагогическим коллективом и с каждым педагогом в отдельности. Речь идет о необходимости осуществлять постоянное взаимодействие с педагогами путем использования разнообразных подходов с целью создания, наилучших условий для раскрытия возможностей, профессиональных интересов и способностей педагогов Организационно-педагогическая деятельность предусматривает: • создание наилучших условий для деятельности и стимулирование труда педагогов; • планирование и организацию учебно-воспитательного процесса; • взаимодействие с внешней средой; • материально-техническое обеспечение учебного процесса; • организацию контрольно- диагностической деятельности; • создание общественно-педагогических объединений педагогов; • способствование установлению в образовательном учреждении положительного устойчивого психолого-педагогического климата • аттестацию педагогических кадров; • отчетно-документальную деятельность; • организацию внеклассной и внешкольной творческой деятельности учащихся; • организацию общественно-педагогической деятельности педагогического коллектива; • осуществление связей с внешней средой II. СОБСТВЕННО МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. Другое определение этой деятельности предлагается в книге «Методическая работа в школе: организация и управление»: «Методическая работа - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их... научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства» или там же «Методическая работа в школе это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников». МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической действительности, и включает широкий набор видов, форм и содержания деятельностей. Задачи методической работы по отношению к педагогам: 1. Повышение уровня педагогических знаний. 2. Изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания 3. Привитие вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью. 4. Повышение уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники. 5. Создание условий и привитие интереса к самообразованию. 6. Повышение уровня психологической оснащенности и готовности учителя. 7. Формирование устойчивых профессиональныx ценностей и взглядов. 8. Изучение и использование на практике современных способов диагностирования ученической успешности. 9. Изучение и использование на практике современных методик воспитания. 10. Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий. 11. Организация информационного обеспечения педагогов. 12. Внедрение в практику работы педагогов основ научной организации труда. Задачи методической работы по отношению к педагогическому коллективу: 1. Согласование понятий, ценностей и представлений, выработка единой педагогической позиции. 2. Сохранение и поддержка разумных традиций. 3. Способствование формированию созидательной педагогической среды. 4. Организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной и инновационной деятельности педагогов. 5. Использование разнообразных стимулов, способов и организационных решений для повышения квалификации педагогов. 6. Создание условий для зарождения, оценки и общешкольного использования ценного педагогического опыта. 7. Организация и стимулирование общественно-педагогической деятельности педагогов. Методическая работа, организационно-методическая работа, экспериментально методическая работа реализовывается через следующие подходы: • проблемно- диагностический подход; • организация и управление успехом; • встречное планирование (снизу вверх); • стимулирование в процесс е и по результатам деятельности; • использование преимуществ диалогической и микрогрупповой работы; • индивидуальное проектирование; • реализация принципа педагогической поддержки; • отказ от решения глобальных педагогических и отвлеченных проблем в пользу реальных педагогических затруднений (малая педагогика); • делегирование педагогическому самоуправлению наибольших полномочий, которые педагоги хотели бы взять в интересах повышения качества собственной деятельности; • индивидуализация управленческих действий Всякая деятельность начинается с оценки ситуации, углубленного анализа. Многие учителя литературы не умеют артистически читать стихи – расстрелять, математики не всегда могут решить задачу со звездочкой – повесить, учителя физкультуры не в состоянии обогнать учеников на стометровке – выпороть! Но они же, оказывается, могут научить детей делать все это на высоком уровне, могут найти ключик и дорожку к сердцу ребенка, становятся для учеников самыми близкими людьми - и в этом их сила. Еще до того как приступить к организации методической работы в школе, мы главные усилия направили на создание в школе, в каждом классе, в педагогическом коллективе такого психолога-педагогического климата, таких радостных торжественных традиций, такой степени душевности в отношениях друг к другу, при которых, вспоминая о школе, ребенок и взрослый скажет: «Это не школа, где учат, это школа, где прежде всего любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому ребенку. Это школа, где учитель НИКОГДА не злобствует, не кричит, не преследует оценками, не жалуется родителям, не тащит ученика в кабинет к директору. Это школа, где трудно, весело, интересно и радостно! Хорошая школа всегда начинается с веры и любви к своей школе, своим педагогам, своим товарищам». Усилия методистов, учителей дали свои плоды и учащиеся разучили предметы и в дневнике у всех стоят хорошие оценки. О чем это говорит? О том, что ученики теперь будут успешно продвигаться по профессиональной и служебной лестнице, у них все будет в порядке в семейной жизни, у них будут устойчивые позитивные ценности, они будут нравственными людьми, им повезет в дружбе и любви, они не будут способны на плохие поступки, они будут удачливы в творчестве, интересны и замечательны в общении. Школа не может закрыть собой от общества, она может лишь прикрыть ребенка своей грудью, своим разумом, своим профессионализмом. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОИ РАБОТОЙ Структура организации педагогической, методической, психологической и организационной работы выглядит примерно следующим образом: 1-й уровень. Методический совет во главе с директором или заместителем директора школы. Экспертно-аттестационный совет. 2-й уровень. Методическая служба школы в составе зам. директора, кафедры содержания, форм и методов образования, кафедры воспитательной и творческой деятельности, проблемных лабораторий, предметные или полипредметные кафедры, школьное научное общество и педагогический клуб. (Неадекватным заменителем этой структуры являются методические объединения.) 3-й уровень. Педагогические инициативные практико-ориентированные, научно-практические малые группы и собственно педагоги. Вся работа строится на основе следующих принципов: • делегирование сверху вниз самых широких прав и возможностей учительским общественным объединениям; • реализация принципа управления успехом и стимулирования и поддержки активной общественно-педагогической и методической деятельности; • демократический характер функционирования и деятельности общественно-педагогических формирований. От личности администраторов школы, от политики и практики управления, которую они реализуют, зависит очень многое. Важнейшим направлением в деятельности администрации школы следует считать организацию процесса демократизации школьной жизни, и хотя мода на это «новшество» прошла, без этой деятельности школа обречена либо на скатывание в известное русло авторитарного давления через субъект-объектные отношения, когда директор фактически является непререкаемым авторитетом и законодателем всего и тогда бесполезно говорить о вариативности образования, об инициативе коллектива и каждого в отдельности, о включении коллектива в процесс управления всеми школьными делами. Демократизация образования есть магистральный путь развития, и мы рано или поздно все равно придем к усилению зависимости школы от общества и резкому снижению давления государства на школу. Поэтому верно поступают те администраторы, которые уже сейчас создают общественные институты поддержки школы, будь то реально действующий попечительский совет, или фонд, или общество поддержки образования, будь то педагогический клуб, объединяющий педагогов, детей, родителей и представителей социума, или другие общественные объединения, заинтересованные в реализации разнообразных социально-педагогических проектов и инициатив. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЦЕЛИ, ФОРМЫ, СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории Основные формы организации профильного обучения Профильная школа - институциональная форма реализации этой цели, естественно, форма основная, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, фактически выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы. Вполне реальны ситуации, когда отдельная школа, а также сеть школ и иных образовательных учреждений будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений(общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования, Малые академии, заочные физико-математические школы и др.). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, следовательно, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся. Таким образом, можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения. 1) Модель внутришкольной профuлuзацuu. Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т. е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам - в том числе в форме многообразных учебных меж классных групп - в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. 2) Модель сетевой органuзацuu. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо: собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах: дистанционные курсы, заочные школы, Малы академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др. Базисный учебный план профильного обучения Базисный учебный план старшей ступени школы должен предусматривать возможность разнообразных вариантов комбинации учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систем профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы. Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курса должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным. Безусловно, набор базовых общеобразовательных курсов, обеспечивающих минимальный уровень общего образования для каждого старшеклассника, - это в определенной мере консенсус, зона взаимного пересечения мнений, взглядов, отражающих наиболее значимые цели, задачи, функции общего образования. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей): математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей. Этот состав базовых курсов получил практически единогласную поддержку при обсуждении «Концепции профильного обучения» на заседаниях ФКС, Комитета по образованию и науке Государственной Думы, двух Всероссийских и целом ряде региональных совещаний по профильной школе, не встретил он возражений и в ходе специально организованного Минобразованием опроса органов управления образованием регионального и муниципального уровней. Отметим, что все чаще учебные предметы, вошедшие в этот перечень, стали называться «федеральными». Отметим также, что некоторые учебные предметы могут не стандартизироваться - в рамках федерального компонента образовательного стандарта - на профильном уровне. К их числу следует, видимо, отнести ОБЖ и физическую культуру (помимо специальных спортивных школ). Разумеется, отказ от стандартизации по «минимуму содержания» и по «требованиям к выпускникам» не означает исключение данных предметов из федерального базисного учебного плана. Одновременно такой учебный предмет, как технология, на наш взгляд, не может быть представлен в старшем звене школы единым базовым, т. е. инвариантным по содержанию, курсом. Курс технологии изучается только в рамках «Технологического профиля». При этом его содержание дифференцируется в зависимости от выбираемой специализации (информационные технологии, индустриальные технологии, агротехнологии и др.) в рамках этого профиля. При определении содержания базовых общеобразовательных курсов должно в равной мере учитываться мнение специалистов по этому учебному предмету и мнение специалистов по другим предметам (меж предметные связи, оценка общеобразовательной значимости учебного материала с позиций содержания образования в целом, а не только потребностей, внутренней логики построения каждого отдельного учебного предмета). Это и позволит, на наш взгляд, более обоснованно определить минимальный базовый уровень по каждому предмету. Профильные общеобразовательные курсы - курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский инностранные языки - в филологическом профиле; право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т. д. Отметим еще две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например, образовательная область «Естествознание» на профильном уровне может быть представлена совокупностью естественнонаучных курсов - физики, химии, биологии, физической географии; «Обществознание» - курсами экономики, права, социологии, культурологии и т. д. Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют, по крайней мере, три основных функции. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи. ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников областях деятельности человека, как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература ХХ века». Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся. Механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле Каков предлагаемый в «Концепции профилъного обучения» механизм формирования содержания отдельного профиля? Здесь есть несколько отправных точек. Во-первых, максимальный объем аудиторной нагрузки школьников старших классов, установленный СанПиНами, - 36 часов. Во-вторых, распределение учебных часов между базовыми, профилъными и элективными курсами, установленное БУП (проект БУП дЛЯ старшей ступени школы дан в Приложении 1), - 18 ч в неделю - на базовые, 8 ч - на профильные, 6 ч - на элективные). В-третьих, каждый общеобразовательный предмет может быть представлен в учебном плане конкретной школы (класса) или выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов В пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план. В «Концепции профильного обучения» предложено следующее примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50 % - 30 % - 20 %. Это соотношение было поддержано более чем половиной респондентов в ходе обсуждения концепции в субъектах РФ. Таким образом, предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Формы реализации основных принципов: 1. Активные и интерактивные уроки (интеллектуально-творческие игры, диалог, дискуссия, экскурсия); 2. Практикумы и лабораторные работы. 3. Курсы по выбору. 4. Проектная и групповая работа. 5. Индивидуальные коррекционные занятия. Преобладающие дифференцированные формы организации учебного процесса (с учетом возрастной периодизации): 1. Курсы по выбору (6-7 классы); 2. Лабораторные занятия, практикумы, мастерские (8 класс); 3. 3.Лабораторные занятия, практикумы, творческие проекты (9 класс) Основой системы пред профильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных учебно-практических компетенций: • . способность к исследованию; • .способность к коммуникации и организации взаимодействия; • способность к умению принимать решения и осуществлять их; • . способность постоянно осваивать новые типы деятельности. Основные этапы: Подготовка (5-7 кл.) Пространство подготовки Опыт (8 кл.) Пространство опыта Презентация (9 кл.) Пространство презентации Внеучебное образовательное пространство • Предметные лаборатории. • Интеллектуально-творческие игры. • Библиотека. • Медиатека. • Кружки и студии. • Компьютерная лаборатория. • Театр, мастерская танца и вокала. Учебное образовательное пространство • Урок. • Курсы по выбору. • Практикумы. • Технологические мастерские. • НОУ. В учебном образовательном пространстве: Задача - создание в школе условий для реализации проектной и исследовательской деятельности подростка, где творческие проекты учеников выступают как результат учебной работы. Для этого необходимо: • отказаться от классно-урочной системы как единственной и основной системы обучения подростков, параллельно с этим вводить такие формы организации учебных занятий, как практикумы, лабораторные занятия, семинары и др.; • ввести в расписание в рамках регионального или школьного компонента курсы по выбору, ориентированные на личный интерес подростка; • в учебных и тематических планах специально выделять место и определять содержание учебного материала для самостоятельной работы подростка, а также те виды деятельности, которые формируют практическую и навыкообразующую составляющую образования подростка; • совершенствовать методическую оснащенность преподавательского состава основной школы, в рамках чего возможно проведение педагогических советов (семинаров, совещаний и др.) по следующим темам: «Активные и интерактивные формы организации урока», «Исследовательские и проектные методы и их роль в организации образовательного процесса в основной школе», «Роль индивидуальных и коррекционных занятий в преодолении учебной неуспешности подростка», «Необходимость использования групповых форм в работе с подростками», «Специфика организации самостоятельной исследовательской работы», «Критерии эффективности реализации образовательного процесса в основной школе» и др.; • современное техническое обеспечение процесса обучения (оснащенность школы необходимыми техническими средствами обучения, расширение школьной видеотеки, достаточная оснащенность компьютерных лабораторий и открытый доступ к ним подростков и учителей и др.); • четкое определение в школе физических мест, позволяющих подростку осуществлять свои проектные замыслы (это может быть библиотека, компьютерная, физическая, химическая, лингвистическая и другие предметные лаборатории); • обсуждение и введение новой системы оценивания, обеспечивающей открытость критериев оценки для учащегося, предусматривающей само- и взаимооценивание и стимулирующей действия подростка на результат; составление «портфолио»; • введение в практику работы с подростками индивидуальных учебных программ, личных образовательных программ; увеличение удельного веса социально-правовых дисциплин; • обсуждение с педагогами целостного подхода к формированию общенаучных компетентностей в естественнонаучной, математической и технологической сферах и акцентирование внимания при этом на значимость решения различных творческих задач и проблем. Во внеучебном образовательном пространстве: Задача - создание места (пространства) для детской пробы, проверки своих знаний и умений, полученных на учебных занятиях, на прочность, значимость и практическую целостность; создание условий для реализации подростком собственного социального действия. Для этого необходимо: • расширить условия для выбора подростком интересных для него кружков, мастерских, секций, предметных клубов и др. (речь идет о насыщенности и многообразии вне учебной образовательной среды); • развивать насыщенную культурную среду (литературные и музыкальные абонементы для подростков, литературная гостиная, детский или детско-взрослый хор, театр и др.); • поддерживать собственные традиции школы (празднование дня рождения школы, вечера встречи с выпускниками, вечера прощаний с выпускным классом, фестивали проектов) и создавать новые традиции. Если вернуться к схеме построения образовательного пространства основной школы по принципу «подготовка - опыт - демонстрация», то учебное пространство, представленное в большей части пока лишь урочной формой и формирующее базовые навыки деятельности в предмете и технике получения опыта, - это есть«пространство подготовки». Вне учебное пространство, представленное разнообразием форм, методов, средств деятельности подростков, - это есть «пространство опыта». «Пространство демонстрации» может быть как в учебном, так и во внеучебном образовательном пространстве. Говоря о демонстрации, мы прежде всего говорим о предъявлении подростком своего результата: сделал - показал. Задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы помочь оформить ученику представление продукта своей деятельности в культурно-сообразной форме. Задача администрации заключается в том, чтобы обеспечить создание в образовательном пространстве основной школы таких мест, где подросток мог бы представить результат своей деятельности (это может быть школьная предметная научно-практическая конференция, публичная защита проекта или творческой работы, презентация собственных статей из школьной прессы, авторская выставка ученика, школьные праздники, концерты и др.). Пространство подготовки - это учебное образовательное пространство школы: • уроки; • курсы по выбору; • проектная и исследовательская деятельность; • практикумы по биологии, химии, физике; • технологические мастерские; • совет школы. Пространство опыта – это внеурочное пространство, представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности подростков: • предметные лаборатории; • библиотека, медиатека; • компьютерная лаборатория; • интеллектуально-творческие игры; • школа юного журналиста и школа юного медика; • НОУ, совет старшеклассников; • театральная мастерская; • кружки. Пространство презентации - места предъявления и презентации результатов детского проектирования: • школьная научно-практическая конференция; • интеллектуально-творческие игры; • экзамен по защите творческих работ; • фестиваль проектов; • публикации в школьной газете; • участие в выставке; • участие в предметном конкурсе; • участие в школьном спектакле или празднике; • презентация книги (в библиотеке). Примеры курсов по выбору: • Введение в современные социальные проблемы. • Интересы, ценности и нормы (обществознание). • «Я человек говорящий» (русский язык). • Развивающее обучение математики. • Мир химии вокруг тебя. Примеры предметов по выбору: • История. • Биология. • Право. • Экономика. • Физика. Примеры мастерских: • Модельное и швейное дело • Парикмахерское дело. • Деревообработка. • Театральная мастерская. • Мастерская танца и т. д.
Категория: публичные доклады | Добавил: береза
Просмотров: 435 | Загрузок: 96 | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017

Сайт создан в системе uCoz