Воскресенье, 24.06.2018, 17:58
Родниковская СОШ №32
Меню сайта
Категории каталога
психологическая служба [3]
психологическая служба
Главная » Файлы » психологическая служба » психологическая служба

Поможем детям учиться
[ Скачать с сервера (41.5 Kb) ] 30.09.2011, 18:59
ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ НАШИМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ Педагог-психолог МОУ Родниковская СОШ №32 Климкина Галина Ивановна Сентябрь 2010г. Как известно, кто не ошибается, тот не работает. Но многие ошибки можно предусмотреть, а значит и предупредить. Речь пойдет о возможных путях повышения уровня знаний с учетом некоторых особенностей учащихся. Деятельность – решающий фактор развития личности, подготовки к будущей взрослой жизни. Поэтому школа должна обеспечить разнообразные ее виды в соответствии с их склонностями и способностями. В работе с учащимися приходится сталкиваться с их многообразными индивидуальными особенностями, различиями: по темпераменту, характеру, способностям и знаниям, особенностям поведения и общения. Но не все из них влияют на результаты учебной деятельности (нельзя пренебрегать наследственностью). К таким особенностям, в первую очередь, относятся индивидуальные свойства нервной системы: - «сила – слабость», т. е. степень выносливости, работоспособности нервной системы, устойчивость ее к разного рода препятствиям; - «подвижность – инертность», т. е. скорость протекания процессов возбуждения и торможения. Согласно психологическим исследованиям слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям школьники хуже учатся, чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих. Можно ли считать, что «слабость» и «инертность» неизбежно влекут за собой трудности и отставание в учебе, что слабые и инертные школьники заранее, по своей природе обречены на плохую успеваемость? Нет, нет и нет! И среди отличников нередко встречаются школьники со слабой и инертной нервной системой. Но необходимо признать, что отдельные учебные ситуации, задачи, действия неодинаково трудны для учащихся, отличающихся по своим типологическим особенностям. В различных видах заданий могут проявляться как сильные, так и слабые стороны деятельности учащихся с разными типами нервной деятельности. Поэтому успех или неуспех в учебе может быть объяснен не только генетическими чертами школьников, а тем, насколько у него сформировались приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальным проявлением основных свойств нервной системы – с другой. Кроме того, огромное значение приобретают особенности организации работы на уроке: методы, формы и приемы обучения (традиционные, проблемные, проекты, технологии критического мышления и др.), зависящие от учителя. Например: очень быстрый темп опроса. У учащихся не остается времени на обдумывание ответов. Учитель постоянно подгоняет детей. Да и в объяснение нового материала включает опрос по уже изученному. Ученики практически одновременно слушают учителя, записывают за ним, отвечают, рассматривают наглядность… От них требуется переключение внимания постоянно и практически без отдыха. В таких условиях, конечно, работают не все ученики. Особенно трудно приходится «слабым» и «инертным». Как же можно помочь таким учащимся? Важно научить учителя видеть психологические особенности учеников, строить обучение, ориентируясь на разные типы учащихся. Это проявляется в выборе отдельных методов и приемов обучения, дозировке знаний, определения вариантов работ (по степени сложности и другим признакам). При традиционной организации учебной деятельности главным является запоминание знаний. Учитель объясняет, растолковывает знания, но такое обучение ведет к тому, что учащийся становится как бы «интеллектуальным иждивенцем», обслуживаемый учителем. Оно не требует от ребят выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний. В результате такого обучения дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющие самостоятельно принять правильное решение в жизни. При организации же учебной деятельности с элементами проблемности главным звеном является наличие в задании информационно-смыслового противоречия, погружение в проблемную ситуацию, которая будет существовать до ее разрешения. Недостатком данных занятий является частое использование учебных зданий с искусственным созданием проблемных ситуаций. Такой подход нельзя считать ни психологически, ни дидактически обоснованным. Технология «критического мышления» знакомит ученика с разнообразными идеями и решениями. Для обоснования ученик выстраивает различные системы рассуждений и выстраивает свою позицию. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, доступный учащимся разных возрастов, в соответствии с уровнем их развития. При применении любой методики обучения необходимо учитывать как подготовленность учащихся, их индивидуальные склонности, интересы, так и их индивидуально-типологические особенности (установить эти особенности можно путем систематических наблюдений за учеником в разных ситуациях, бесед с родителями, использованием данных психолога). Если учитель постоянно замечает, что при напряженной обстановке ученик быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленно усваивает материал, то его можно характеризовать как представителя «слабого типа нервной деятельности». И наоборот, учащиеся с «сильной нервной системой» без напряжения работают в течение длительного времени, их не пугает ответственная, длительная работа. Правильность их ответов не зависит от темпа урока. Они чаще уверены в себе, в своих возможностях. Однако при однообразной, монотонной работе у них возникает чувство раздражения, они начинают отвлекаться, разговаривать. Знание этих жизненных проявлений сил нервной системы поможет учителю применить их по отношению к ученикам, нуждающимся в них. Так, например, к учащимся со «слабой» нервной системой можно рекомендовать соблюдать следующие психологические правила: - не ставить в ситуацию неожиданности; - давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; - желательно, чтобы ответы были не в устной, а письменной форме; - не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал, лучше отложить его на следующий урок; - использовать умелую тактику поощрений, формировать уверенность в своих силах; - осторожно оценивать неудачи (ведь ребята сами очень болезненно оценивают их); - в минимальной степени отвлекать, стараться не переключать внимание. При работе с учащимися, обладающими «сильной» нервной системой можно рекомендовать соблюдать совершенно противоположные правила: - направлять учащихся на поиск новых способов работы, отличных от применяемой схемы; - чередовать разные действия; - учителю контролировать выполнение заданий с последующим усложнением; - побуждение к самостоятельной нестандартной работе. Используя разнообразные методы и приемы работы с классом, учитывая индивидуально-психологические особенности «слабых» и «сильных», учителя создадут в классе нормальные условия для работы и поставят в более выгодное положение именно «слабых» по нейродинамическим способностям учащихся, т. к. собственно учебная деятельность связана с такими способами деятельности, которые свойственны именно им. А для «сильных» типов нервной системы необходима перестройка индивидуальных способов работы. В процессе обучения у ребят появляются такие чувства, как: - радость творчества; - успех личный и групповой; - вера в себя и свои способности; - признание группы. У «сильных» и «слабых» повышается работоспособность, мобилизуются внутренние резервы. Таким образом, чтобы занятия, уроки (процесс обучения) были эффективны, они должны иметь четкую направленность и организацию с учетом вышеизложенных особенностей учащихся. Овладение основными приемами мышления позволяют им полнее и глубже познавать и анализировать факты и явления реальной действительности, углублять знания, развивать смекалку, субъективно оценивать и учитывать наличие требуемых у себя качеств. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кон И. С. «Психология ранней юности». – М.: Просвещение, 1989 г. 2. Николаева А. И. «Русская национальная школа XIX – XX в.в. История. Современность. Опыт». – М.: Издательский центр «Альфа» МГОПУ, 2000 г. 3. Ж. «Московская школа». – 1999 № 4; 2000 № 1,2,4,5,7; 2001 № 1,2,3,4. 4. Ж. «Работа социального педагога в школе и микрорайоне». – 2005 – 2008 г.г. 5. Ж. «Психолог в школе». – 2006 – 2008 г.г.
Категория: психологическая служба | Добавил: береза
Просмотров: 514 | Загрузок: 61 | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2018

Сайт создан в системе uCoz